Однако машина «Дженни» имела значительный недостаток: она могла приготовлять весьма непрочную нитку. И вот ловкий и предприимчивый парикмахер и механик-самоучка Аркрайт изобрел, вернее, усовершенствовал похищенную им у одного из ранних изобретателей-неудачников прядильную машину. Так появилась ватерная машина ( 1769 г.); она была настолько велика, что приводилась в движение водой (вода по-английски — water , отсюда название машины). Эта машина изготовляла прочную, но очень грубую нитку. Изобретатель Кромптон, соединив достоинства «Дженни» и ватерной машины, сконструировал машину-помесь («мюль-машину») в 1789 г . Эти машины были велики, дороги, требовали больших затрат на помещение, плотину, водяной двигатель и поэтому были доступны лишь крупному капиталисту. Каждая машина должна была обслуживаться несколькими рабочими. Таким образом эти машины привели к организации уже более или менее крупного производства.
Все эти сделанные в области прядения изобретения превратили ткачество в отстающую отрасль в хлопчатобумажной промышленности. Ткачи были буквально завалены работой, их заработки все увеличивались. Собственники раздаточных контор и фабриканты стремились использовать быстрый рост продукции для такого же быстрого роста барышей, но они не успевали насытить рынок тканями; кроме того часть прибыли «похищали» (как они жаловались) у них «жадные ткачи». Понятно, что потребность в новом изобретении становилась все более и более насущной. И это изобретение было сделано Картрайтом, священником, ботаником-любителем и механиком-самоучкой. Его ткацкий станок вошел во всеобщее употребление после 1813 г ., когда он был усовершенствован Хорроксом.
Дальнейшие усовершенствования касались различных деталей хлопчатобумажного производства. В 1783 г . Белл изобрел способ накладывания рисунка на ткани при помощи цилиндра. Затем было введено химическое беление.
«Переворот в способе производства, совершившийся в одной сфере промышленности, обусловливает такой же переворот в других сферах» (Маркс). Усовершенствования и изобретения из области хлопчатобумажной промышленности переходят мало-помалу в другие отрасли текстильного производства. Промышленности шерстяная и льняная тоже механизируются, хотя и значительно медленнее, чем хлопчатобумажная.
Машина создала крупную промышленность. Одним из первых организаторов фабричных предприятий был Аркрайт. Одна из построенных им фабрик занимала до 600 рабочих. У него появились многочисленные подражатели, и фабрики стали расти, как грибы. За промежуток в 25 лет ввоз хлопка увеличился в десять раз; уже к 1790 г . в Англии насчитывалось не менее 150 бумагопрядильных фабрик. На крупных хлопчатобумажных предприятиях работало 90 тыс. рабочих.
«В 1771 — 1775 гг. в среднем ежегодно ввозилось в Англию менее 5 млн. фунтов сырого хлолка; в 1841 г . было ввезено 528 млн., а в 1844 г . ввоз составил не менее 600 млн. фунтов. В 1834 г . Англия вывезла 556 млн. ярдов хлопчатобумажной ткани, 76 1/2 млн. фунтов хлопчатобумажной пряжи и на 1 200 тыс. ф. ст. хлопчатобумажных вязаных изделий. В том же году работало в хлопчатобумажной промышленности свыше 8 млн. веретен, 110 тыс. механических и 250 тыс. ручных ткацких станков, не считая ватерных машин Аркрайта, и; по вычислениям Мак-Куллоха, во всем Соединенном королевстве (Англии. — Ред.) этой отраслью промышленности питалось прямо или косвенно почти 1 1/2 млн. человек, из которых на фабриках работало 220 тыс. человек...
Такая же усиленная деятельность, — писал Энгельс, — началась и в переработке шерсти... В 1738 г . в западном округе Йоркшира (район шерстяной промышленности. — Ред.) было произведено 75 тыс. кусков шерстяных тканей, а в 1817 г . — 490 тыс., и развитие шерстяной промышленности пошло таким быстрым темпом, что в 1834 г . было произведено на 450 тыс. кусков ткани больше, чем в 1825 г . — В 1801 г . был переработан 101 млн. фунтов шерсти (из них 7 млн. привозной), а в 1835 г . было переработано 180 млн. фунтов (из них 42 млн. привозной)».
Двигательная сила
Но все это промышленное развитие было поставлено под угрозу из-за отсутствия двигательной силы. Старые способы приведения машин в движение — сила животных, вода, ветер и т. д. — были теперь недостаточны ввиду увеличения размера механизмов.
С появлением фабрик в качестве двигательной силы начали применять силу быстротекущей воды. По берегам рек стали строить одну подле другой хлопчатобумажные фабрики. Так, на берегу реки Мерсейя на протяжении трех миль стояло не менее 60 прядильных фабрик.
Быстротекущие реки имелись далеко не всюду, поэтому происходила между предпринимателями настоящая война за воду. Владельцы земель по берегам рек не упускали случая получить свою долю прибыли, повышая цену на участки земли. Поэтому предпринимателю желательно было избавиться от необходимости выплачивать значительные суммы денег в виде ренты землевладельцу, в монопольном владении которого находилась земля на берегу реки. Все это заставляло искать выход путем открытия какой-нибудь универсальной двигательной силы.
Выход из положения был найден лишь тогда, когда Джемс Уатт изобрел универсальную паровую машину, которая могла быть использована как двигатель для любого рабочего механизма.

Джемс Уатт
Паровые машины существовали и до Уатта, но употреблялись исключительно как насосы и применялись в угольных шахтах для выкачивания воды. Заслуга Уатта заключается в том, что он сумел насос превратить в двигатель ( 1782 г .). В 1786 г . в Лондоне была устроена первая паровая мельница; за год перед этим была построена, первая текстильная паровая фабрика.
Один шведский путешественник, посетивший Англию в 1802 — 1803 гг., писал по поводу паровых машин: «Не будет преувеличением сказать, что эти машины в Англии распространены так же и даже более, чем у нас ветряные мельницы: одни из них выкачивают воду из шахт, другие поднимают уголь на поверхность, а третьи приводят в движение прокатные валы и точильные камни».
С появлением паровой машины, универсального, пригодного для всякой работы двигателя, «крупная индустрия была освобождена от давивших на нее препятствий, применение пара не было подчинено, как применение водяной силы, географическим условиям, фабрики могли теперь покинуть долины рек, где они помещались уединенно, и приблизиться к рынкам, где бы они могли иметь сырье, товар и рабочие руки» (Энгельс).
Один фабрикант того времени так описывает влияние паровой машины на развитие промышленности: «Новая раса фабрикантов с применением пара, не стесняясь выбором места, бросилась устраивать фабрики везде, где только представлялась возможность; старые риги и сараи, всякие заброшенные постройки приводились в порядок; в старых стенах прорезывались окна, и все приспособлялось для новых мастерских».
Усовершенствования в области металлургии
Изготовление паровых машин могло быть организовано только на началах крупного производства. Изготовление машин предъявляло спрос на металл, развитие же английской металлургии в середине XVIII в. стояло на крайне низком уровне.
Англия в ту эпоху не была еще страной железа и стали. В то время умели плавить чугун и изготовлять сталь при помощи только древесного топлива. Между тем уже к этому времени Англия находилась под угрозой обезлесенья. Уже в XVI в. был издан закон, запрещавший устройство близ Лондона и по берегам реки Темзы чугунно-плавильных и железоделательных заводов: боялись, что истребление леса нанесет удар кораблестроению.
Лишь в 1735 г . Абрагамом Дерби, заводчиком, находившимся под угрозой разорения ввиду исчерпания запасов топлива, было сделано важное изобретение, позволившее применять для выплавки чугуна каменный уголь, залежи которого столь богаты в Англии.
Изобретение Дерби дало возможность быстро приготовлять чугун из руды. На очередь стал вопрос об изготовлении железа из чугуна. Два последующих изобретения, рабочих Томаса и Джорджа Кранеджей (1766г.) и поставщика адмиралтейства Генри Корта ( 1784 г .), дали возможность применять пудлингование, ускорившее в семь раз процедуру приготовления железа.
В 1790 г . часовщик Хентсман открыл способ литья стали, значительно упростивший работу и сделавший возможным производство новых дешевых товаров. В результате этих изобретений увеличилось число железных и стальных изделий, увеличилось производство черной металлургии.
Появились крупные предприятия и в металлургической промышленности. Если в 1720 г . в Англии производилось всего 18 тыс. т железа, то в 1812 г . это производство достигло уже 250 тыс. т, а в 1834 г .— 700 тыс. т. Если в 1740 г . производительность каждой домны исчислялась в 294 т, то в 1788 г . производительность одной домны равнялась уже 545 т, в 1796 г . — 1048 т и в 1807 г . — 1 546 т.
Иностранцы с удивлением описывают английские металлургические заводы, которые поражали их своей грандиозностью и применением машин. «Вокруг Сванси, — пишет один швед, — теснится такая масса угольных шахт, литейных, резервуаров, каналов, акведуков и рельсовых путей, что прибывший путешественник буквально не знает, на что обратить свое внимание».
Тот же швед говорит по поводу одного индустриального пункта: Двадцать лет назад это было незначительное местечко, но находящиеся теперь заводы в короткий промежуток времени сделали из него местность, самую замечательную во всей Англии».
Средства транспорта
«Революция в способе производства промышленности и земледелия сделала необходимой революцийю в средствах сношений и транспорта», — говорит Маркс. И действительно, при наличии крупных фабрик и заводов, выбрасывающих на рынок громадное количество продуктов, нельзя было обходиться старыми способами перевозки, отвратительными, ужасными дорогами, по которым с трудом передвигались вьючные лошади и пешеходы.
Еще в XVII в. обратили внимание на водные пути сообщения и стали устраивать каналы. В середине XVIII в. соединили большим каналом портовый город Ливерпуль с центром хлопчатобумажной промышленности — Манчестером. К 1825 г . сеть каналов достигала протяжения в 500 миль .
Затем взялись за грунтовые дороги. В результате прокладки новых шоссейных путей перевозка зерна, угля и прочих товаров стала требовать лишь половины того количества лошадей, которое нужно было ранее. Деловые поездки могли теперь совершаться в два раза скорее.
Первое десятилетие XIX в. было ознаменовано устройством железнодорожных путей сначала для конной тяги, потом для конно-паровой и наконец для паровой исключительно. В 1825 г . Стефенсоном, изобретателем паровоза современного типа, было открыто пассажирское движение по железной дороге.
К этому же времени появляются и первые пароходы. С 1814 г . на реках Англии было установлено пароходное сообщение.
V. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА
Новые классы
Экономическая мощь Англии в результате промышленного переворота сильно возросла. За 125 лет с конца XVII в. «национальный доход» Англии увеличился в десять раз. Рост дохода происходил в основном за счет промышленности, в то время как раньше главную массу дохода приносило сельское хозяйство. Рост национального дохода сопровождался увеличением богатств у буржуазии и обнищанием трудящихся масс.
Изменилось и распределение населения, начался отлив населения из деревни в города. В 70-х годах XVIII в. население делилось приблизительно поровну между городом и деревней; в 1811 г. в деревне осталось не более 35% жителей; в 1831 г. их было уже только 28%. Появились громадные промышленные города; Манчестер в 1727 г. был лишь небольшим селом; через 50 лет он имел население в 20 тысяч жителей; в 1800 г. в Манчестере было уже 95 тыс. жителей.
Промышленный переворот изменил производственные отношения - появились новые классы: промышленная буржуазия и пролетариат.
В этот период происходит усиленное вытеснение в прежнее время самого многочисленного слоя — класса мелкой буржуазии.
«Современная промышленность, — говорит Энгельс — лишь потому так разрослась, что она заменила инструменты — машинами, мастерские — фабриками и вследствие этого, превратила трудовые элементы среднего класса в рабочий пролетариат и прежних крупных торговцев в фабрикантов; далее она оттеснила мелкую буржуазию и разделила, все население на два противоположных лагеря — рабочих и капиталистов. Но то самое, что произошло и в области индустрии в тесном смысле слова, совершилось и в области ремесла и даже торговли. Вместо прежних мастеров и подмастерьев появились крупные капиталисты и рабочие, не имеющие никакой надежды выйти из своего класса; ремесло превратилось в фабричное производство, стало строго проводиться разделение труда, и мелкие мастера, не имевшие возможности конкурировать с крупными мастерскими, были оттеснены в ряды пролетариата».
Параллельно с этим появились и в сельском хозяйстве предприниматели-капиталисты, или капиталисты-фермеры, снимавшие у крупных земельных собственников земли в аренду большими участками. И те и другие ведут на своих землях капиталистическое хозяйство при помощи наемных рабочих, сельскохозяйственных батраков; буржуазия возникает и в городе и в деревне, и рядом с ней возникает городской фабричный и сельскохозяйственный пролетариат.
Бурный рост городов колоссально увеличил емкость рынка сельскохозяйственных продуктов. Организация капиталистических хозяйств в области сельскохозяйственного производства стала очень выгодной. Крупные сдвиги произошли вскоре после появления первой прядильной машины «Дженни» и уничтожения класса ткачей-земледельцев. «После того как промышленные рабочие забросили свои участки, — говорит Энгельс, — освободилось много земли, и на ней-то свил себе гнездо новый класс крупных арендаторов, арендовавших пятьдесят, сто, двести и больше акров... Они были в состоянии продавать свои продукты дешевле, чем мелкий йомен (средний крестьянин. — Ред.), и этому последнему, так как его участок не мог уже кормить его, ничего более не оставалось, как продать его и купить себе или прялку «Дженни», или ткацкий станок, или наняться к крупному арендатору в качестве поденщика или сельского батрака». Появление других более сложных машин пролетаризировало тех из крестьян, которые пытались сохранить свое состояние фиктивного собственника путем приобретения примитивных станков.
Так промышленный переворот завершил пролетаризацию английского крестьянина.
Буржуазия и ее идеология
У новой буржуазии выработались свои взгляды, появились свои идеологи, наиболее крупным из них можно назвать Адама Смита. В своей книге «Богатство народов» (1776 г.) Адам Смит уже говорит о крупном производстве как о главнейшем средстве увеличения богатства народов. Выше мы приводили описание Адамом Смитом мануфактуры. Помимо разделения труда, на котором построена мануфактура, имеющая огромное значение, по мнению Адама Смита, необходима еще и полная свобода конкуренции. Адам Смит, как и вся промышленная буржуазия, не желает вмешательства правительства в свою экономическую деятельность и требует себе полной свободы.
«Всякий человек, — писал Смит, — пока не нарушает законов справедливости, имеет бесспорное право следовать по пути, указанному ему его личными интересами, и употреблять по своему усмотрению свой труд и капитал». Работа человека, совершаемая им для своей выгоды, оказывается выгодной и для всего общества: «преследуя свою собственную выгоду, человек часто работает на общую пользу более действительным образом, чем если бы задался такой целью...»
По этим причинам «государственный деятель, который взял бы на себя труд указывать частным лицам, как они должны употреблять свои капиталы, занялся бы совершенно бесплодным делом и присвоил бы себе власть, которую безрассудно поручить не только .одному лицу, но и какому-нибудь совету или сенату».
Адам Смит считается отцом буржуазной политической экономии. Наблюдая английскую экономику конца XVIII в., он впервые дал описание и анализ основных категорий капиталистического хозяйства, однако он не смог вскрыть внутренних противоречий и относительный исторический характер экономики капиталистического общества. Адам Смит провозглашает экономические категории капитализма вечными, незыблемыми на все времена.
Положение пролетариата
«Самым важным детищем этого промышленного переворота является английский пролетариат», — говорит Энгельс. — «История рабочего класса в Англии начинается во второй половине XVIII столетия с изобретения паровой машины и машин для обработки хлопка».
Каково было положение первых пролетариев на первых фабриках и заводах? Как повлияло возникновение крупной промышленности на положение трудящихся масс?
Машина чрезвычайно ускорила производство: механический прядильщик изготовлял пряжи в 10 раз больше, чем прядильщик ручной за то же время. На ткацком станке рабочий ткал в 40 раз быстрее, чем ткач, работавший вручную. Благодаря этому длительная конкуренция мелкого ремесла с машинным производством не была возможна, и кустари, находившиеся и без того в тяжелом положении, были обречены на гибель. «Когда машина овладевает известной формой производства, — говорит Маркс, — она производит хроническую нищету в конкурирующих с ней слоях рабочих».
Действительно, если в 90-х годах XVIII в. ткач получал в неделю 15 — 16 шилл., то после введения в употребление изобретения Картрайта, в 1802 г ., его заработок падает до 13 шилл., в 1806 г . — до 10 шилл., а в 1816 г . — до 5 шилл.
Неслыханная прежде эксплуатация женщин и детей, труд которых вытеснил труд квалифицированных и обученных рабочих, возрастающая безработица в связи с пролетаризацией широких слоев мелких производителей, необычно низкая заработная плата, непомерно длинный рабочий день и труд в нечеловеческих условиях — вот картина положения рабочего класса в эпоху промышленного переворота.
В кустарной промышленности применялся женский и детский труд, но невиданная эксплуатация женщин и детей начинается именно после изобретения машин. Последние настолько упростили и облегчили работу, что явилось вполне возможным заменить труд мужчины трудом ребенка, подростка и женщины.
Бесчеловечной, жестокой эксплуатацией детей сопровождалась история развития крупной промышленности. Условия работы для них были настолько ужасны, что привлечь к ней можно было только силой, в особенности сирот, воспитанников в общественных приютах; отсюда их поставляли на фабрики и заводы сотнями. Дети принуждены были беспрекословно подчиняться самым, кошмарным приемам бессовестной эксплуатации со стороны промышленников. «Прекрасные романтические долины Дербишира, Ноттингамшира и Ланкашира, укрытые от всякого общественного контроля, сделались мрачным убежищем истязаний и часто убийств!».
Стараясь использовать все время, в течение которого шла вода, приводящая фабрику в движение, хозяева вынуждали детей и подростков работать по 16 — 18 часов. Надсмотрщики по окончании работ обходили помещения фабрик и находили под машинами спящих мертвецким сном детей. На ночь детей запирали в загонах, боясь их побегов. Смертность среди них была колоссальная; оставшиеся в живых обречены были влачить жалкое существование калек.
Один поэт-рабочий того времени писал о крупной промышленности, сравнивая ее с древним жестоким богом Молохом:
Он утробу свою адским светом зажег
И в том пламене губит детей.
И свирепый Молох, тот чудовищный бог,
Храм построил на грудах костей.
Не лучше было и положение женщин-работниц. Вынужденные работать в антисанитарных условиях, беззащитные против домогательств фабрикантов или надсмотрщиков, они были обречены на болезни, вырождение и разврат. Улицы Манчестера, по словам современников, являли собой по вечерам ужасное зрелище: фабричные женщины и девушки с согласия своих отцов и мужей занимались проституцией, для того, чтобы хоть немного увеличить свой скудный фабричный заработок.
В каких размерах применялся труд женщин и детей, видно из следующих цифр: в 1816 г . на фабриках Манчестера работало 6 600 взрослых и приблизительно столько же подростков, на фабриках Шотландии в том же году из 10 тыс. рабочих женщин было 6 800, и из них моложе 18 лет было 4 500.
Эксплуатация женского труда разрушала семью рабочего. Бывало часто так: женщина уходила на фабрику, мужчина оставался дома выполнять домашние работы, но это не значило, что женщина зарабатывала столько же, сколько в прежние времена мужчина. Оплата женского труда обычно была значительно более низкой, нежели оплата труда мужского; женщина получала в 3—5 раз меньше мужчины.
Все рабочие, мужчины, женщины и дети, были подчинены определенному режиму. Вот что говорит одна листовка того времени о положении рабочих: «Они работают по 14 часов, включая номинальное время обеда. В течение рабочих часов двери помещения заперты, исключая получаса, отведенного для чая; рабочим, работающим в жарком помещении, не позволяется посылать кого-либо за водой, чтобы напиться; даже дождевая вода запирается по приказу хозяина, — рабочие рады были бы пить и эту воду».
Рабочим запрещалось иметь часы, и хозяин произвольно увеличивал рабочий день, сокращая установленное время для чая и обеда.
За малейшую провинность грозили суровые наказания, в первую очередь штрафы, причем на одной из этих фабрик список этих повинностей включал в себя 19 статей, среди которых были такие провинности, как посвистывание в помещении фабрики, слишком раннее зажигание огня и т. д.
Рабочие, — говорит Коммунистический манифест, — «рабы не только класса буржуазии, буржуазного государства, — ежедневно и ежечасно порабощают их машины, надсмотрщик и прежде всего сам отдельный буржуа-фабрикант».
Увеличение населения городов повлекло за собой и вздорожание всех продуктов питания. Один исследователь доказывает, что на 26 шиллингов в 1871 г. рабочий мог купить столько продуктов, сколько за 50 лет перед этим он мог купить, истратив всего лишь 5 шиллингов.
Кроме того рост больших городов вызвал необычайную нужду в помещениях, страшно взвинтились на них цены, и рабочие находились в кошмарных жилищных условиях. Новые рабочие города и рабочие кварталы старых городов являли собой кошмарную картину грязи, тесноты. «Я видел много рабочих семей, — пишет один чиновник, — целиком пораженных болезнью, явившейся результатом сырости их жилищ, в которых вода текла со стен...» «Эти дома представляли собой отвратительную картину», — сообщает другой очевидец.
Нет ничего удивительного в том, что в промышленных районах Англии уже в 1784 г . свирепствовала болезнь, названная «фабричной лихорадкой». Совершенно естественно являлось то, что в эпоху промышленной революции средняя продолжительность жизни английского рабочего была равна 15 годам, а у зажиточных классов она равнялась 35 годам, и что свыше 75% детей рабочих умирало, не достигнув 5-летнего возраста.
Начало рабочего движения. Разрушение машин
Промышленный переворот не только порождает, но и революционизирует рабочий класс.
С уничтожением прежнего ремесленного производства и с исчезновением мелкой буржуазии для рабочего пропадает всякая возможность стать самому буржуа. До этих пор у него всегда была надежда осесть где-нибудь, обзавестись своей мастерской и даже впоследствии нанять подмастерьев; теперь, когда сами мастера вытеснены фабрикантами, когда для устройства самостоятельного дела необходимы большие капиталы, пролетариат стал вполне определенным, устойчивым классом населения... Вот почему лишь теперь пролетариат был в состоянии создать свое собственное самостоятельное движение» х.
Рабочие, ремесленники, кустари искали выхода из создавшихся ужасных условий. Вначале они пытаются воздействовать на господствующий класс, подают петиции, заявления, просят парламент запретить применение машины, в которых рабочие видели основную причину всех переживаемых ими бед и зол.
В 1794 г . чесальщики шерсти подают петицию, в которой говорят, что «машина, наблюдаемая одним рабочим и четырьмя подростками, выполняет работу 30 человек, работающих старинными способами...»
«... Мы все время остаемся без работы, умираем с голоду и вынуждены обращаться за помощью к благотворительности», — писали в парламент подмастерья ситценабивных мастерских.
Ткачи обратились к парламенту с требованием установить минимум заработной платы. «Механический ткацкий станок, — говорят они в петиции 1807 г ., — совсем убил нас, мы не в состоянии выдержать его разрушительней конкуренции; если парламент не обеспечит нас минимумом заработной платы, то мы все ляжем бременем на приход, т. е. сделаемся нищими».
Господствующие классы были конечно глухи к требованиям рабочих. Голодные, обездоленные трудящиеся обрушивают свою ярость против машин, в которых они видят источники всех своих страданий. XVIII и начало XIX в. отмечены в английской истории движением «разрушителей машин». Разоряемые крупным производством кустари (ткачи, прядильщики, чулочные вязальщики), а также пополняемые из среды разорившихся мелких производителей безработные, собираясь громадными толпами, разрушают ненавистные машины, жгут фабрики, заводы и фабричные склады. К ним нередко примыкают мастера, хозяева кустарных мастерских.
Правительство издает суровые законы, так в 1769 г . был издан закон, грозивший смертью разрушителям механических приспособлений. Правительство пускает в ход войска.
Особенно знаменитым было движение 1811 — 1816 гг., известное под именем луддитского. Движение это возникло и развивалось в тех частях Англии, где наиболее развита была хлопчатобумажная промышленность — в Ноттингеме, Йоркшире и Ланкашире. В Ноттингеме разрушители машин обратили всю свою ярость против недавно введенного чулочновязального станка и кружевной машины. Движение луддитов встречало сочувствие со стороны рабочих.
Движение настолько испугало господствующие классы, что за голову вождя восставших чулочников была назначена премия в 2 тыс. ф.ст. Для того, чтобы покончить с этим движением, правительство приняло в 1811 г. закон, карающий смертной казнью разрушителей машин. Во время обсуждения этого закона в палате лордов возвысился единственный голос против этого закона в защиту луддитов. Это был голос знаменитого английского писателя лорда Байрона.
«Вы называете этих людей, — говорил Байрон о луддитах, — чернью, безгласной, опасной, невежественной чернью, и вы думаете, что единственный способ успокоить ее заключается в том, чтобы укоротить на голову всех из ее среды, но... разве нам не известно, чем мы обязаны этой черни. Именно эта чернь обрабатывает ваши поля, прислуживает в ваших домах, составляет экипаж кораблей и пополняет ряды ваших армий... Рабочие, уволенные вследствие введения новых машин, полагали в простоте души своей, что прокормление и благосостояние трудолюбивых людей важнее обогащения немногих личностей. Эти люди не разрушали раньше своих станков, пока последние не стали бесполезными, пока они не стали настоящими помехами их усилиям заработать себе хлеб».
Вскоре после принятия закона о смертной казни был убит автор этого закона министр Персеваль. Принятый правительством закон не был в состоянии задержать движения. Ярость голодных масс, впавших в отчаяние, возросла с еще большей силой; после принятия закона 11 апреля 1812 г . луддиты напали на фабрику Картрайта, которая ввела новые машины. Произошло форменное сражение между голодными массами и войсками. Нападение луддитов на фабрики все более учащалось. Одержимое страхом перед широко развивающимся движением, правительство приступило к систематическому истреблению луддитов. Начались массовые казни. Организованный поход правительства против луддитов привел к тому, что движение пошло на убыль и вскоре прекратилось.
Движение против машин было первой примитивной формой коллективного протеста отчаявшихся рабочих против капиталистического порядка — это была зачаточная форма рабочего движения. Неорганизованные, неопытные в классовой борьбе, малосознательные рабочие обрушивали свою ярость против машин, не понимая, что источником их несчастья является не машину, как таковая, а ее капиталистическое применение. «Требуется известное время и опыт — писал Маркс, — для того, чтобы рабочий научился отличать машину от ее капиталистического применения и вместе с тем переносить свои нападения с материальных средств производства на общественную форму их эксплуатации». По мере развития капитализма и роста классового сознания пролетариата борьба за уничтожение машин, характерная для первых шагов рабочего движения, уступила место борьбе против эксплуататоров, сделавших машины источником жестокой эксплуатации рабочих, источником для своей наживы.
Итоги промышленного переворота
Итак, промышленный переворот является не только технической революцией, преобразующей всю организацию производства, но он приводит к коренной перестройке социальных отношений.
Замена производства, основанного на ручном труде, крупным машинным производством сопровождается возникновением новых классов — промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. В этом социальная сущность промышленного переворота.
Крупное машинное капиталистическое производство разоряет мелких производителей — крестьян, ремесленников и кустарей, создавая, с одной стороны, новые кадры пролетариата, с другой, — крупную промышленную буржуазию.
«Переход от мануфактуры к фабрике, — говорит Ленин, — знаменует полный технический переворот, ниспровергающий веками нажитое ручное искусство мастера, а за этим техническим переворотом неизбежно идет самая крутая ломка общественных отношений производства, окончательный раскол между различными группами участвующих в производстве лиц, полный разрыв с традицией, обострение и расширение всех мрачных сторон капитализма, а вместе с тем и массовое обобществление труда капитализмом».
Предшествовавший возникновению капиталистического способа производства процесс первоначального накопления и совершившийся промышленный переворот со всей отчетливостью вскрывают тот факт, что насилие — мать современной капиталистической циклизации, что возникновение и развитие капиталистического строя сопровождаются беззастенчивым насильственным ограблением масс трудящихся в пользу ничтожного меньшинства.