Главная » 2010 » Эссе » 25 » Византия
16:46
Византия

Византия.

В 667 г. до н.э. жители греческого города Мегара решили основать колонию на берегах пролива Босфор. Новый город, названный Византием, расположился на очень выгодном месте. С юга оно омывается Мраморным морем, с востока – водами Босфора, с севера - заливом Золотой Рог. Здесь пересекались самые важные торговые пути – из Европы в Азию, из Черного моря в Средиземное. На протяжении следующего тысячелетия город жил обычной жизнью греческих полисов. Со временем, как и все греческие города Средиземноморья, он подчинился Римской империи. 

Судьба Византия круто изменилась 4 ноября 326 г. н.э. В этот день император Константин I объявил о своем решении расширить город в несколько раз и перенести сюда столицу Римской империи. Торжества по освящению новой столицы прошли 11 мая 330 г. в Византии, переименованном по такому случаю в Константинополь. Решение Константина было мудрым: культурное значение восточных, греческих, районов Римской империи постоянно возрастало, и они богатели, меньше страдая от набегов варваров. 

Римским правителям уже в конце III в. было ясно, что империей больше невозможно управлять из одного центра – слишком она стала огромной. Феодосий I , скончавшийся в 395 г., завещал восточную половину Империи, со столицей в Константинополе, старшему сыну Аркадию, а западную, со столицей в Риме, - младшему Гонорию. Деление оказалось устойчивым, пути Западной и Восточной империй постепенно стали расходиться все дальше и дальше: Западная чахла и хирела от варварских нашествий, Восточной же, не так страдавшей от вторжений, удавалось выстоять. 

В 476 г. Италию захватил очередной германский вождь, Одоакр. Этот варвар отослал регалии Рима в Константинополь, заявив, что на небе может быть лишь одно солнце, а на земле – лишь один император. Так единственной Римской империей стала та ее половина, где большинство населения говорило по-гречески, хотя официальным языком по-прежнему была латынь; подданные Восточной Римской империи именовали себя римлянами (ромеями). 

Гибель Западной империи не особенно встревожила Восточную. Тогда падению Рима не придали того значения, какое оно приобрело в глазах позднейших историков. Чувствуя ответственность за все римские земли, правители Восточной империи в течение двух веков пытались отвоевать западные области у варваров. Самых больших успехов добился в середине VI в. император Юстиниан I, подчинив власти Константинополя Италию, Северную Африку и часть Испании. Помимо этих земель, вскоре утраченных, Восточная империя в период величайшего своего могущества охватывала территорию Балкан, Ближнего Востока и Египта. Это было государство с развитой экономикой, процветающими искусствами и ремеслами, устойчивыми торговыми связями, мощной городской культурой.

В эпоху Великого переселения народов Восточная империя продолжала быть оплотом стабильности и цивилизации. Достаточно сказать, что Свод римского права, созданный императором Юстинианом, до сих пор изучают во всем мире. А храм Святой Софии в Константинополе, возведенный по велению того же Юстиниана, в течение тысячи лет оставался самым высоким зданием мира. Он и сейчас потрясает своим архитектурным совершенством. 
отдых в подмосковье на выходные 
Возникшая на основе античности, казалось бы, византийская цивилизация была обречена продолжать античные традиции. Действительно, многое из античного наследия сохранилось и было усвоено. Однако в целом исторический путь Византии отличался от античного, он был типично восточным. Античная традиция медленно эволюционировала, уступая место иной. «Овосточивание» античной традиции вело к нестабильности, спаду экономики, обострению противоречий. 

Христианство, возникшее как религия низших классов, к концу III в. довольно широко распространилось по всей империи. Римские завоевания оказали влияние на судьбу многих народов. Деспотический режим империи, порабощение провинций, тяжелые поборы, бесправие привели к появлению чувства апатии и деморализации не только у рабов, но и у широких масс. Не видя возможности получить избавление от гнета на земле, люди вынуждены были мечтать о спасении и избавлении на небе. Появилась новая система духовных ценностей, которая привлекла многие народы, завоеванные Римской империей. По сравнению с уже существующими религиями в христианстве центральной стала идея греховности человека и ее другая сторона – идея спасения.

Первоначально христианство вызывало враждебное отношение со стороны правящих кругов Рима. Но в начале IV в. император Константин пришел к мысли, что, вместо того, чтобы бороться с христианством и церковью, лучше использовать их в интересах государства. Особый законодательный акт – Миланский эдикт 313 г. – положил конец гонениям, и христианство было узаконено как государственная религия. Таким образом, византийская цивилизация возникла как синтез античной традиции и ортодоксального христианства. 

Все стороны жизни определяло православие, сформировавшееся в IV – VIII вв. н.э. Христианство родилось как единое универсальное учение. Однако с разделением Римской империи на Западную и Восточную (Византия) в 395 г. постепенно наметилось разделение христианства на два направления: восточное (православие) и западное (католицизм). Папы римские уже с конца VI в. не подчинялись Византии. Им покровительствовали франкские короли, а позже – германские императоры. Византийское и западно-европейское христианство расходились все дальше, переставая понимать друг друга.

Греки окончательно забыли латынь, а Западная Европа не знала греческого. Постепенно начали различаться ритуалы богослужения и даже основные догматы христианской веры. Несколько раз Римская и греческая церкви ссорились и снова мирились, но сохранить единство становилось все труднее. В 1054г. для переговоров о преодолении разногласий в Константинополь приехал римский кардинал Гумберт. Однако вместо ожидаемого примирения произошел окончательный раскол: папский посланник и патриарх Михаил Кируларий предали друг друга анафеме. Причем этот раскол (схизма) остается в силе до сих пор. Западное христианство постоянно менялось, для него характерно наличие разных направлений (католицизм, лютеранство, англиканство, баптизм и т.п.), ориентация на социальную реальность. 

Православие провозгласило верность древности, неизменность идеалов. В основу православного вероучения положены Священное писание (Библия) и Священное предание (постановления Вселенских и Поместных Соборов, творения «отцов церкви», таких как Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Иоанн Домаскин, Григорий Палама, жития святых и т.п.). На первых Вселенских Соборах в Византии в IV в. был принят Символ Веры, кратко излагающий существо христианского вероучения, сохраняемого в православии без изменений. В Символе Веры утверждается, что существует триединый Бог (Троица): Бог-отец (творец мира видимого – природы и человека – и мира невидимого – ангелов), Бог-сын (Иисус Христос, почитаемый спасителем верующих) и Бог-дух святой (по православному вероучению, Дух святой исходит от Бога-отца, а по учению католицизма – от Бога-отца и Бога-сына). 

Византия, являвшаяся источником распространения православия, в отличие от Рима, не смогла обеспечить единство православного мира. Постепенно православие разделилось на 15 самостоятельных (автокефальных) церквей. Восточная ветвь христианства не имеет единого центра, подобного Ватикану и Римскому Папе в католицизме. 

В Византии произошла трансформация античных представлений, и в ментальности утвердились иные, сформированные на основе православной традиции взгляды. Согласно античным представлениям свобода понималась как неограниченное право личности распоряжаться своими возможностями. В христианстве свобода понимается как свобода воли, свобода духовного поиска и приближения к совершенным духовным идеалам. В понятии византийцев эти понятия синтезировались, сформировалось сложное, иерархизированное представление о свободе. 

Огромную роль в жизни византийского общества играло жестко централизованное государство. Носителем верховной власти являлся император, наделенный священными функциями. На приемах император появлялся в тяжелой священнической одежде, в шапке с крестом наверху, среди курений и духовных гимнов. Царским статуям оказывались божеские почести. 

В руках императора сосредотачивалась вся полнота законодательной, исполнительной власти, в реализации которой он опирался на бюрократию и строго иерархизированный, развитой государственный аппарат: налоговая служба, тайная полиция, финансовая система. Иерархия титулов была узаконена табелью о рангах. Особым влиянием пользовалось внешнеполитическое ведомство, которое путем тонкой и хитрой дипломатии укрепляло положение Византии, усиливало ее позиции. Использовалось все: подкуп, интриги, взятки, а когда надо, и сила. Власть обожествляемого императора была неограниченной, но для обеспечения стабильности он вынужден был считаться с такими силами, как православная церковь (в лице синодов, собраний епископов), Сенат, Государственный совет, а также армия (в лице военачальников), жители столицы. 

В Византии была велика роль армии. В империи не было определенного порядка престолонаследования. Сильный император мог обеспечить власть своему сыну, и тогда возникали династии. Но были случаи, когда власть захватывали военачальники, и они могли стать императорами (если их поддерживали армия и народ Константинополя). На престоле нередко оказывались выходцы из завоеванных народов, которые выдвинулись на службе империи: славяне, исавры (малоазийское племя), армяне, а также люди из низов. В борьбе за престол широко использовалось насилие: за все время существования Византийской империи (395 – 1453 гг.) из 109 императоров только 34 умерли своей смертью, остальные были принуждены к отречению или погибли. 

Общественная система носила корпоративный характер. Наиболее распространенной корпоративной структурой была крестьянская соседская община – митокомия. Община являлась верховным собственником земли и несла ответственность перед государством за уплату налогов. Общинники не имели прав частной собственности, не могли продавать общинную землю. Узаконено было право землю обменивать или сдавать в аренду, но только своим односельчанам. Эксплуатация труда рабов была широко распространена. Лишь в XI в. роль рабов как производительной силы стала падать и постепенно (наиболее активно в XIII – XIV вв.) заменяться трудом зависимых крестьян. Главным источником рабов была работорговля. 

Основные виды ремесла и торговли также были организованы в корпорации. Наиболее привилегированными являлись корпорации торговцев. Корпорации находились в полной зависимости от государственной власти, обеспечивавшей их постоянными крупными заказами, но одновременно осуществлявшей постоянный контроль за их деятельностью. В качестве корпоративной структуры выступала церковь, монастыри. Уже в ранней Византии складывается сложная церковная иерархия. В IV – VI вв. церковь превратилась в богатую организацию, которой принадлежали многочисленные земельные владения, целые области и деревни, населенные рабами, арендаторами, а в городах – ремесленные мастерские и торговые лавки. 

Взаимоотношения общества и власти строились на принципах подданства. Государство обладало колоссальной земельной и другой собственностью, контролировало ремесла, торговлю. Довольно многочисленную категорию составляли государственные рабы, большинство которых работало в императорских мастерских, которые монополизировали изготовление оружия и одежды для армии, предметов роскоши для императора и его приближенных. Императоры использовали доходы от ремесла и торговли для содержания наемного войска и защиты империи от внешних врагов, для содержания государственного аппарата. Свободное население не только платило налоги, но и обязано было выполнять в пользу государства различные повинности: строительство укреплений, крепостей и дорог, принимать на постой войска. 

Особая роль государственных начал получила теоретическое обоснование в православии. Это был комплекс своего рода мессианских идей, где роль спасителя, мессии закреплялась за империей и императором. Приобщение других народов к православию, присоединение к Византии новых территорий рассматривалось как дело спасения этих народов. В начале X в. византийские миссионеры добрались до Северного Кавказа и обратили в христианство алан – предков осетин. В середине столетия были крещены венгры. И наконец, греки одержали свою главную миссионерскую победу: сначала в 946 г. крестилась киевская княгиня Ольга, а в 988 г. ее внук Владимир объявил христианство государственной религией Руси. 
Для наших предков Византия на четыре века сделалась законодательницей вкусов и идей. Священники из Империи крестили жителей огромной страны, артели мастеров строили первые храмы и писали иконы, а учителя переводили книги. Русская церковь была частью Константинопольского патриархата. 

Подлинным главой византийской церкви был император, хотя формально он таковым не являлся. Лишенный возможности вносить изменения в Символ Веры, совершать культ, он фактически управлял церковью, обладая правом назначать и смещать патриархов. Вошло в обычай назначать патриарха из светских лиц. Патриарх с IX в. стал как бы главным чиновником по духовным делам при императоре. Если западное папство в средние века боролось со светской властью за лидерство, стремилось подчинить ее церкви (короли получали короны из рук Папы Римского), то восточная церковь, провозгласив гармонию, единство светской и духовной властей, фактически подчинилась государственным интересам. 

Первейшей обязанностью государственной власти считалось управление: взимание налогов, регламентация отношений собственности, торговли и городских корпораций. В основе действий власти лежала идея общего блага, забота о подданных. Любопытно как трансформировалась античная традиция. Сочетание, синтез античной традиции и ортодоксального христианства порождали необычные коллизии, противоречия, феномены как в общественной жизни, так и в культуре. 

Православная церковь жила напряженной духовной жизнью, что обеспечило необычайно яркий расцвет византийской культуры. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византиявсегда оставалась центром своеобразной и воистину блестящей культуры. С одной стороны, это обусловлено языковой (греческий язык) и религиозной (православие) общностью, существованием этнического ядра (греки), устойчивой государственностью и централизацией управления. С другой стороны, византийская культура, оказав воздействие на многие соседние страны, сама подверглась культурному влиянию со стороны как племен и народов, населявших ее, так и сопредельных ей государств. 

Традиции образования, грамотности, развития наук, утвердившиеся в античную эпоху, поддерживались в Византии. В Константинопольском университете под постоянным покровительством императоров преподавались философия, риторика, рациональные науки. Вокруг профессоров университета объединялись ученики, съезжавшиеся со всех частей Византии и из арабского Востока. Во времена кризисов эта традиция почти угасала, но затем с выходом из кризисов вновь получала развитие. 

Начиная с IX в., постепенно возрождается светская литература, складывается система высшего образования. Символом новой эпохи стал патриарх Фотий, человек огромной учености, оставивший после себя знаменитую «Библиотеку» - краткое изложение 386 прочитанных им книг с комментариями. Образованные люди принялись собирать и систематизировать все, что уцелело от античной культуры. На этой основе в IX – X вв. составляется множество энциклопедий: по юриспруденции, грамматике, военному делу, сельскому хозяйству, естествознанию, дипломатии и т.д. Весьма характерной фигурой был император Константин VII Багрянородный – он покровительствовал созданию разнообразных хрестоматий и справочников, составил перечень богатств, оставленных прошлым, войдя в историю не только как император, но и как знаменитый историк и писатель. 

Византии удалось распространить православное вероучение, принести проповедь христианства другим народам, особенно широко славянам. Прославились в этом праведном деле просветители Кирилл и Мефодий, братья из Салоники, которые создали на основе греческого алфавита первые славянские азбуки - кириллицу и глаголицу, перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги, в том числе отдельные главы из Евангелия. 

Византия не только использовала прошлый опыт, но и дала собственных ярких мыслителей. Универсальным гением, блестящим и новаторским умом своего времени был Михаил Пселл (XI в.). Он восстановил почитание философии Платона и по своему писательскому дарованию может быть приравнен к самым великим именам. Ему же принадлежит «Хронография» - политические мемуары, отличающиеся рационалистическим взглядом на исторический процесс, проницательностью в понимании эгоистических интересов лиц и групп. Интересны суждения Пселла о проблемах логики. 

Литературное творчество образованных верхов Византии всегда было наиболее консервативной частью общей культуры, но и оно в XII в. значительно изменилось. Типичным литератором был уже не монах (как в VIII – IX вв.) или чиновник (как в X – XI вв.), а писатель-профессионал, который зарабатывает на жизнь своим сочинительством. Появился даже собирательный литературный образ безденежного поэта по имени Бедный Продром. Новые писатели проявляли интерес к живому разговорному языку, фольклору и эпосу, осваивали народные стихотворные размеры. Возникли любовный роман и другие нетрадиционные жанры, литераторов больше начинает занимать внутренний мир героев. 

За тысячелетнюю историю Византии несколько этапов в своем развитии прошла и архитектура. В VI в. при императоре Юстиниане I, когда империя достигла расцвета, искусство прославляло мощь и военные триумфы государства. Столицу украсили новые постройки – Ипподром, Большой дворец и знаменитый храм Святой Софии, построенный Анфимием из Тралл и Исидором из Милета в 532 – 537 гг. Огромное внутреннее пространство храма Святой Софии перекрыто полусферическим куполом, к которому с востока и запада примыкают два полукупола. Поэтому главный купол кажется как бы парящим в воздухе. Купол, символизирующий небо, станет в дальнейшем неотъемлемой частью византийских храмов.

Внутри храм Софии богато украшен разноцветным мрамором и цветной майоликой. Помимо Константинополя наиболее значительные памятники ранневизантийского искусства сохранились на территории современной Греции и в Италии, в Равенне. Наряду с религией искусство этого периода прославляло власть императора. Стены базилики Сан-Витале (526 – 547) в Равенне украшают всемирно известные мозаичные изображения императора Юстиниана и его супруги Феодоры. 

Дальнейшее развитие архитектура получила в 867 – 1057 гг. при императорах македонской династии. Огромные соборы типа базилик вытесняются церквями крестово-купольного типа, имеющими в плане форму вписанного в квадрат креста и увенчанными одним либо несколькими куполами. В X – XII вв. этот стиль достиг невероятной изощренности: сложная система внутренних арок, сводов и полусводов, использование ниш и разноцветного кирпича во внешнем убранстве создавали впечатление грандиозности и изящества. Роспись такого храма имеет строго продуманную систему, она обычно иллюстрирует основные положения христианского учения и повествует о жизни Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых. Также в это время расцветает и прикладное искусство (резные изделия из слоновой кости, перегородчатые эмали, ткани и др.). В мастерских при императорском дворце изготавливаются роскошные рукописи с миниатюрами. 

Лучше других сохранились архитектурные ансамбли XI – XII вв. – монастыри Хосиос Лукас в Фокиде (Греция), Неа Мони на острове Хиосе и Дафни близ Афин, в Греции. В них мы находим замечательный по цельности синтез архитектуры и монументальной живописи – мозаики. Среди византийской фресковой живописи XI – XII вв. следует упомянуть росписи храма Святой Софии в Орхидее, церкви Святого Пантелеимона в Нерези (Сербия) и монастыря Иоанна Богослова на Патмосе. В XI – XII вв. византийское искусство широко распространилось на запад (Сицилия, Венеция), в славянские страны (Болгария, Сербия, Древняя Русь), на Кавказ (Грузия). Оно почиталось в те времена как самое передовое по своим художественным решениям, и в высших кругах общества ему всячески стремились подражать. 

Русскому человеку византийская живопись очень близка, поскольку наше древнее искусство зародилось вВизантии. Призванная отражать высшую, неземную реальность, православная живопись (иконы, фрески, мозаики) не гналась за внешним правдоподобием. Фигуры людей изображаются не в соответствии с их физическими размерами, но сообразно духовной значимости.

Причудливый принцип «обратной перспективы» приводит, например, к тому, что, наперекор нашему восприятию, у кресла на иконе передняя часть может быть меньше задней. То, что близко, - несущественно, словно хочет сказать нам иконописец. Это вовсе не значит, что греческие художники разучились рисовать. Напротив, когда они ставили себе цель подражать античному искусству, главным образом в период Македонского ренессанса, то обычная, «прямая», перспектива им удавалась. Но главным их достоинством была та духовность, которая отразилась в византийской иконописи, достигшей своего расцвета в XI – XII вв. 

К концу XIV столетия приобрел четкие очертания палеологовский стиль (он так назван по имени правившей в Византии династии Палеологов). Для него характерны более свободные движения фигур, более мягкое выражение лиц. К этому времени относятся мозаики монастырей Хора (Кахрие-Джами) и Фетие-Джами в Константинополе, а также церкви Святых Апостолов в Салониках. Духовная активность византийцев за последние 200 лет существования империи оказала глубочайшее влияние на православные народы. Гениальный русский иконописец Андрей Рублев учился у палеологовского художника Феофана Грека. 

Важную роль в духовной культуре играли идеалы монашества, особенно во времена кризисов, потрясений. Мистицизм был широко представлен и в высших, и в низших слоях общества. Монастыри получили широкое распространение. В местностях, которые считались особенно святыми, монастыри следовали один за другим и составляли большие сплошные поселения. Особенно много монастырей было на склоне гор Иды и Олимпа в Малой Азии, Афона – на Халкидском полуострове. Монахи пользовались большим влиянием среди населения. 

Православная духовность свое наивысшее выражение нашла в традициях аскетизма, то есть отречения от жизненных благ, удобств и удовольствий во имя духовного совершенствования. Земной мир предстает в соответствии с христианскими канонами как царство зла и греха. Аскетизм же – это «жизнь на началах духа», «подражание божественному естеству». Аскеты – их часто называют подвижниками – рассматривались как земные ангелы. Григорий Палама (1296 – 1359гг.) основал течение особенно сурового и возвышенного аскетизма, которое получило название исихазм. Идеи исихазма, изложенные Григорием Паламой, имели с XIV в. исключительное значение в византийском религиозном сознании. Не внешняя мудрость , учили исихасты, а внутреннее самоуглубление открывает путь к истине. Погружение в себя дает состояние покоя (исихия), «фаворского света», то есть общения с Богом. Благодаря строгому аскетизму и подвижничеству Григорий Палама в конце жизни, как свидетельствует его житие, обрел дар исцеления и откровения и был причислен греческой церковью к лику святых. 

Таким образом, мы видим, что Византия – это государство, которое внесло большой вклад в развитие мировой культуры. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образцы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью этического мышления, глубиной философской мысли. 

Живым наследием Византии по-прежнему является православие. Монашеские поселения на Афоне выразили туркам свою лояльность еще за 70 лет до падения Константинополя, поэтому избежали разорения и по сей день остаются уникальным «осколком» Византии в современном мире. То же можно сказать и о монашеской жизни вообще – она до сих сохраняет все черты прежнего уклада. За истекшие столетия Византия то и дело давала о себе знать. В XVI в. стамбульские архитекторы возводили парадные мечети по образцу храма Святой Софии. В XVII в. «король-солнце» Людовик XIV подражал византийским императорам. Главными подражателями, разумеется, были московиты, провозгласившие себя преемниками ромеев, а Москву – «Третьим Римом». Надежда на освобождение Константинополя долго определяла российскую внешнюю политику. Екатерина II недаром назвала своего внука Константином: она подумывала посадить его императором в возрожденной Византии .

Культурное наследие Византии бесценно. Достаточно сказать, что мы почти ничего не знали бы о Древней Греции, если бы Византия не сберегла достижения античности. Нельзя переоценить и роль Византии как создательницы общей православной культуры сербов, болгар, грузин, румын, русских, украинцев. Константинопольский патриарх продолжал играть роль духовного наставника этих народов многие столетия, определенный авторитет сохраняет он и поныне. Наследие Византии проявляется в современном греческом фольклоре, в восточнохристианской обрядности, в церковном пении и, разумеется, в православной иконописи. Глубокое воздействие Византийская империя оказала на наши представления о власти.

И Византия, и Россия – цивилизации на рубеже Запада и Востока, такое промежуточное положение сказывалось на судьбах обеих. Может, поэтому головы двуглавого орла на российском гербе так же смотрят в противоположные стороны, как и на гербе династии Палеологов?

Просмотров: 3486 | Добавил: qwer | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]